Черная свеча зажигания — что делать, причины

Свечка, свечечка, свеча… что за черная кайма?

Черная свеча зажигания что значит?

Для тех, кто не знал, и для тех, кто забыл, мы напоминаем, что речь идет о свечах зажигания. Автомобильные свечи предназначены для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах бензиновых двигателей. В определенный момент (называемый моментом зажигания) на свече возникает электрическая искра. Отсутствие искры выводит тот или иной цилиндр из числа работающих, в результате чего двигатель теряет мощность, плохо разгоняется, а нередко и «стреляет» из глушителя.

Кроме того, отказ свечи, безобидный на первый взгляд, может привести к выходу из строя других элементов системы зажигания (катушки, например) или… дорогого каталитического нейтрализатора отработавших газов, если он установлен на вашей машине. Поэтому неисправную свечу следует как можно скорее «вычислить» и заменить. Впрочем, сама свеча редко выходит из строя. Случается это, как правило, только по достижении «возраста» примерно в 30 тысяч километров пробега, что является обычным ресурсом свечи.

Однако образованию искры может препятствовать также нагар на электродах, кстати, отлично «диагностирующий» состояние двигателя. Известно, что качественно очистить нагар (особенно в дороге, в спешке), да и вообще проверить, работает ли свеча, довольно сложно – гораздо проще ввернуть вместо отказавшей новую свечу и продолжить путь. А для этого любому автомобилисту желательно иметь в машине одну-две запасные свечи, специально предназначенные для данного двигателя.

Или приобрести нужную свечу в ближайшем магазине автозапчастей.

Большой интерес у автолюбителей вызывают свечи оригинальных конструкций, например, с двумя или тремя боковыми электродами, а то и вовсе без таковых. Все они имеют как преимущества, так и недостатки (почему и не заменили полностью обычные). Вопреки распространенному мнению, на трехэлектродной свече образуется всего одна искра, а не три: ток «пробьет» тот промежуток, который будет иметь наименьшее сопротивление.

Тем временем другие электроды фактически мешают нормальному распространению пламени и кроме того, ухудшают охлаждение теплового конуса свежим зарядом горючей смеси. Правда, электроды такой свечи дольше не выгорают, однако это не стало решающим преимуществом, и фирмы-производители более не планируют увеличивать выпуск свечей подобной конструкции.

Значительно лучше зарекомендовали себя свечи NGK, имеющие V-образную канавку с углом 90° в кончике центрального электрода для улучшения воспламеняемости. Эта канавка улучшает образование искр на наружных кромках центрального электрода. Ядро пламени, возникающее вблизи периметра электрода, вырастает по мере удаления от свечи, таким образом, увеличивая воспламеняемость рабочей смеси.

В итоге улучшаются пуск и ускорение, а также обеспечивается устойчивая работа двигателя на холостом ходу. Пожалуй, на сегодня свечи с V-образной канавкой – единственная высокоэффективная разработка, обеспечивающая оптимальную работу свечи и при этом нисколько не повлиявшая на ее стоимость.

Но все-таки элитой в мире свечей зажигания можно считать свечи с платиновыми электродами. Их легко можно отличить от стандартной свечи по центральному электроду малого диаметра и скошенному концу заземляющего электрода. Такая свеча легко образует искры и обладает высокой воспламеняемостью, превышая показатели свечей с V-образной канавкой. Как правило, такие свечи стоят в три-четыре раза дороже стандартных, но и сроки их службы значительно дольше. Платиновые свечи NGK имеют в маркировке обозначение VX. Например, свеча с V-образной канавкой имеет маркировку BKR5EY, а платиновая свеча будет обозначена BKR5EP.

Платиновый конический кончик электрода (тип VX)

Но какие бы вы ни ставили свечи – хоть платиновые, хоть золотые – при неисправном двигателе вам их хватит ненадолго. Многие автовладельцы, отъездившие на новых свечах какие-то две-три тысячи километров, начинают ощущать перебои с зажиганием. Обычно при пуске или на невысокой скорости это не замечается, но во время ускорения от средней скорости и выше возникают пропуски зажигания.

Большинство начинает грешить на свечи, что в общем-то несправедливо. Причина кроется в топливе, а точнее – в свинце. Свинец, содержащийся в бензине как присадка для повышения октанового числа, наплавляется на конце свечи и начинает мешать искрообразованию, что служит причиной пропусков зажигания при ускорении. Что в таком случае делать? Во-первых, имеет смысл применение более горячей свечи зажигания.

Читайте также  Как правильно менять свечи зажигания?

Во-вторых, можно применять свечи с выступающим носиком изолятора.

Кроме свинцовых отложений имеет место такое явление, как нагар. Он тоже приводит к пропускам зажигания, но природа его происхождения несколько иного плана. К тому же нагар и проявляет себя иначе: неустойчивая работа двигателя на любых скоростях и затруднительный пуск. По мере накопления нагара уменьшается сопротивление изоляции свечи зажигания и понижается возникающее на катушке зажигания напряжение. Когда напряжение понижается ниже требуемого для свечи зажигания (необходимого для образования искр), подавляется образование искр и происходят пропуски зажигания.

Причины образования нагара на свече зажигания и меры их устранения

Образование нагара

Перегрев свечи – тоже не очень приятное явление, грозящее большими неприятностями. И в этом случае свеча является скорее жертвой неисправного двигателя, чем причиной его неисправности (см. табл. «Причины перегрева и меры их устранения»). Внешним проявлением перегрева является белый налет на поверхности изолятора и электродах. При этом оплавленный электрод указывает на чрезмерный перегрев двигателя и соответственно свечи. Когда температура свечи зажигания превышает 870°С, электрод играет роль теплового источника до момента зажигания, что может вызвать преждевременное воспламенение и возможное повреждение поршня.

Причины образования нагара и меры их устранения

Причины Меры устранения
Богатая воздушно-топливная смесь

  • неправильная регулировка карбюратора
  • неисправность автозаслонки
  • неисправность системы впрыскивания топлива
Необходимо отрегулировать карбюратор, автозаслонку и систему впрыскивания топлива
Неисправность электрической системы

  • ненадежное соединение высоковольтного кабеля
Необходимо отрегулировать электрическую систему
Несоответствующее условие работы

  • длительный холостой ход
  • непрерывная работа с низкой скоростью
Иногда везти с более высокой скоростью (около 80 км/ч)
Слишком холодная свеча зажигания Использовать более горячую свечу зажигания (например, BKR6E-11, BKR5E-11)
Засорение воздушного фильтра Заменить фильтр

Причины перегрева свечи и меры их устранения

А теперь о самом распространенном явлении, которое происходит со свечами зажигания и вызывает буквально мистический ужас у автомобильной братии. Это коричневая кайма у основания изолятора свечи. Ее происхождение многие связывают со сказочным давлением газов, прорывающихся из недр их железных коней. После снятия свечи зажигания на чеканенной части металлического корпуса часто обнаруживаются коричневые пятна, похожие на признак потока выхлопного газа.

На самом же деле эти пятна появляются в результате прилипания взвешенных в воздухе частиц масла под действием высокого напряжения. Подаваемое в искровой промежуток высокое напряжение также прилагается к участку между центральным электродом и металлическим корпусом и пробивает изоляцию воздуха в промежутке между изолятором и металлическим корпусом. Такое явление называется коронным разрядом. Возникший коронный разряд дальше развивается в сторону клеммы.

Последний процесс коронного разряда дает светло-синее свечение, которое хорошо видно ночью.

Коронный разряд на свече зажигания

Итак, теперь вы можете подобрать для своей машины свечи любой приглянувшейся вам фирмы, особенно если это NGK. Но, повторимся, не ждите чудес даже от самых дорогих свечей. Неисправный мотор никакие свечи не спасут, а исправный и с обычными будет отлично работать. Поверьте профессионалам. Счастливого пути!

Причины образования нагара и меры их устранения

Причины Меры устранения
Слишком прежнее зажигание Отрегулировать момент зажигания
Бедная воздушно-топливная смесь к топливу в смеси Отрегулировать отношение воздуха к топливу в смеси
Недостаточный объем охлаждающей воды и смазки и смазку Заливать охлаждающую воду
Слишком высокое давление нагнетания в случае двигателя с турбонагнетанием Отрегулировать давление турбонагнетания
Недостаточная затяжка свечи зажигания Подтягивать с соответствующим крутящим моментом
Применение слишком горячей свечи зажигания Использовать более холодную свечу зажигания    (например, BKR5E-11, BKR6E-11)

Источник: http://turbonsk.ru/svechka-svechechka-svecha-chto-za-chernaya-kajma/

Нагар на свечах – причины возникновения — Украина

Черная свеча зажигания что значит?

Autobooking.com — cервис поиска и онлайн-записи на автосервис

Нагар на свечах, как говорят в одном южном городе, всегда есть, был и будет, и никуда ты от этого не денешься, это закономерно и это нормально. Другое дело, что любому механику (да и опытному водителю со стажем) цвет свечей зажигания может многое сказать и о состоянии самих свечей, и о состоянии  цилиндропоршневой группы (о двигателе в целом). Да и о характере и опытности самого владельца автомобиля.

И это не шутка, не прикол. Установить состояние мотора, определить качество применяемых автовладельцем ГСМ (горюче-смазочных материалов), то есть моторного масла и бензина (солярки, природного газа), — можно. И это не так трудно, как может показаться на первый взгляд.

Читайте также  Лучшие производители свечей зажигания для автомобилей

О причинах появления нагара на электродах свечей, о способах борьбы с ним, а также о методах первичной диагностики двигателя по характеру и цвету нагара, мы и поговорим в этой статье.

Типы и разновидности состояния свечи

Механики и мотористы различают несколько типов состояния электродов свечей зажигания:

  • сухая свеча без нагара;
  • мокрая свеча;
  • черный глянцевый нагар;
  • черный бархатный нагар;
  • белый (светлый, серый, светло-коричневый) глянцевый нагар;
  • белый (светлый, серый, светло-коричневый) рыхлый бархатный нагар.

 Если моторист выкручивает и видит чистые сухие свечи, то это означает, что, во-первых, они были совсем недавно вкручены и их пробег может составлять всего одну-две тысячи километров. А во-вторых, с данным мотором не просто всё оk, а идеальное «оk». Зачастую свечи остаются чистыми и сухими порой и на гораздо более длительный срок и на весьма солидный пробег.

И такое довольно часто случается с тем автомобилем, где автовладелец с исключительной тщательностью следит за качеством ГСМ, попадающих в его двигатель. Кроме того, такой водитель никогда не «газует» и не «рвёт» двигатель. Большую часть времени мотор  работает на ровных средних оборотах и никогда не остается долго работать на холостых.

Такое редко, но случается, и мотористы с такими двигателями (и с такими автовладельцами) сталкиваются.

Мокрая свеча любому опытному водителю скажет, что карбюратор (или инжектор и форсунки) нещадно «переливают». Этот термин означает, что в цилиндры и в камеру сгорания попадает значительно большее количество топлива, чем это требуется для нормальной работы двигателя. Со временем эта, чрезмерно мокрая свеча однозначно покроется черным и, в начале, бархатным лохматым нагаром, который со временем закоксуется и превратится в твердый черный лаковый нагар. И двигатель остановится. Если не остановится еще раньше.

Черный нагар на свечах зажигания

В интернете довольно часто можно встретить утверждение, что, мол, черный —  наиболее распространенный вид нагара. Это неправда. Наиболее распространенными видами нагара являются как раз светлые тона, потому что грамотных автовладельцев, которые следят за своим четырехколесным имуществом, гораздо больше, чем неряшливых, невнимательных и неаккуратных водителей. И это статистика!

Систематическое прохождение регламентных ТО, плановая замена свечей и диагностика систем питания и зажигания позволяют поддерживать рабочее состояние свечей и всего двигателя весьма долгое время.    

Черные свечи, имеющие сухой рыхлый нагар, говорят о том, что большую часть времени двигатель работает на обогащённой топливной смеси. А «бархат» — это сажа, то есть не сгоревшие частицы топлива. Правда, это не всегда говорит о неисправности топливной системы, подобное обусловлено насыщенным городским неторопливым циклом движения в пробках и тянучках, когда и сам собственно расход «буквально растет на глазах»  — а, точнее, на панели приборов, — и двигатель больше работает на холостых. Именно в таких случаях бензина в цилиндры поступает больше, чем нужно. 

При диагностировании следует учитывать, что и карбюраторные и впрысковые моторы имеют различные исполнительные механизмы и управляющие программы  систем питания. Поэтому выявлять неисправности (если это действительно неисправности)  можно только в условиях специализированной СТО. Каждая из систем и каждая неисправность «лечится» различными методами, и в основном, на программном уровне.

В карбюраторном моторе чёрный нагар на свечах также указывает на  переобогащённую смесь, но методы ее устранения тут, естественно, иные. Иногда причиной может быть негерметичность  иглы и принимающего клапана под поплавком, иногда причина — некалиброванные жиклеры, но чаще всего — износ и люфты, а также замасливание и/или закоксовывание заслонки (или заслонок) карбюратора.  В относительно «современных» карбюраторах типа «Солекс» переобогащенная смесь может возникать из-за сбоев в работе электронного клапана холостого хода (система ЭПХХ), а также по многим другим причинам.

Черный маслянистый нагар появляется  из-за того, что в камеру сгорания попадает… моторное масло, и путей его проникновения  туда из системы смазки  — множество. Обычно неопытные водители начинают «лечение» с регулировки клапанов и замены маслосъемных колпачков, а когда это не помогает, тогда «сваливают вину» на просевшие поршневые маслосъемные кольца. А далее – по списку, который такому начинающему автовладельцу предложит ушлый моторист. А правильным направлением любого ремонта является предварительная диагностика, и проведена она может только при применении весьма специфического инструментария.

Из личного опыта

Грамотный моторист или просто опытный водитель может определить состояние двигателя (и тех же свечей зажигания) даже по состоянию… выхлопной трубы и по цвету самого выхлопа. Без вывинчивания свечей.

Читайте также  Цвет свечей зажигания значение на инжекторе

Например, серая сухая и черная, и даже при этом «слегка бархатистая», внутренняя поверхность  выхлопной трубы указывает на удовлетворительное состояние двигателя. А вот «толстый-толстый слой черного шоколада», остающийся на пальце, проведенном изнутри трубы, указывает на то, что двигатель «гонит масло». Случаются также еще и белый пар, и черный откровенно сажевый выхлоп, и серый выхлоп, но… тогда уже — к доктору,  то есть, в моторный цех профильного автосервиса.

Белый нагар на свечах зажигания

Подобный тип нагара указывает, скорее, на нормальное состояние двигателя и его систем. Белый нагар на свечах (и он, кстати, бывает светло-серым, светло-коричневым) — это нормально, однако и тут имеются нюансы.

Совсем-совсем откровенно белый нагар обычно появляется из-за бедной топливной смеси, а также (и особенно в карбюраторных моторах) из-за слишком большого угла опережения зажигания, выставленного на трамблёре (прерывателе-распределителе). Некоторые автомеханики также склонны считать, что «излишне бледный» цвет нагара может указывать на применение свечей, не соответствующих калильному числу, установленному производителем для этого типа моторов или вообще для конкретно этого двигателя. Подобное несоответствие «лечится» путем подбора правильных комплектующих, согласно регламентам завода-изготовителя данного автомобиля или данного двигателя.

Замечу в скобках

Гораздо большее внимание при выкручивании свечей нужно обращать не столько на цвет нагара, сколько на длину и состояние электродов свечей — центрального и бокового (или боковых).  Увеличенный зазор между ними может повышать перерасход топлива до 25 (двадцати пяти) процентов.

А это — на четверть нормы! 

Также следует обратить внимание на коричневый ободок изолятора свечи в районе ее резьбовой части. Наличие коричневого ободка говорит о том, что «свеча горит» или «свеча пробита». И эти последние два параметра куда существеннее, чем цвет нагара (хотя при диагностике двигателя и этим «симптомом» пренебрегать не следует).

Цветные нагары  

Да, в практике случаются и такие. Красный нагар  может указывать на то, что реализатор топлива для увеличения октанового числа бензина (а также с целью увеличения его цены) добавляет в него специальную присадку ферроцен, которая в своем  химическом составе имеет железо,  отсюда и цвет нагара. Цена подобной присадки, тем более для оптового закупщика, весьма заманчива, а водители реально отмечают, что «машина вдруг поехала».

Желтый и зеленый нагары также отмечаются на интернет-форумах и в разговорах с мотористами, но подобное явление не считается массовым, и рекомендация тут проста — смените место заправки своего автомобиля. Продавец топлива может использовать некие экзотические присадки, когда и «машина едет», и себестоимость топлива (для продавца) значительно падает. Подобные фокусы характерны для несетевых мелких АЗС, именно поэтому со всех страниц солидных автомобильных изданий звучат рекомендации типа: «Заправляйтесь на проверенных брендовых автозаправочных станциях».

Как почистить свечи зажигания

Наиболее эффективными опытные водители и механики считают два способа:

  • прожечь (прокалить) свечи;
  • отмочить свечи в растворе керосина, толуола и им подобных агрессивов.

Как почистить свечи зажигания, если это происходит в условиях производства? В кузнечном цеху, если такой есть на данной СТО, а также газовой горелкой либо паяльной лампой. Нагар при этом частью сгорает, а частью отваливается от электродов свечи, и его  остатки удаляют специальной железной щеткой, которой пользуются сварщики и  рихтовщики.

В домашних (гаражных) условиях пользуются той же паяльной лампой либо выкладывают свечи веером на бытовой газовой горелке. Остатки убираются так же щеткой либо наждачной бумагой.

Как часто нужно менять свечи зажигания

С одной стороны, существует старое шоферское правило — мол, нужно менять все свечи накануне зимы. С другой стороны, все современные автомобили, имеющие теперь не батарейное зажигание, а электронное, и работающие на свечах последних поколений, умеют беспроблемно и без их замены проехать и две и даже порой три-четыре зимы. Поэтому рекомендация тут проста и однозначна — все подобные регламенты прописаны в ваших Сервисных книжках и Инструкциях по эксплуатации, включая не только сроки и пробеги, но и типы свечей, рекомендованные производителем автомобиля.

Однако наиболее верным решением будет (в случае начинающихся проблем) обратиться на станцию техобслуживания профильную  вашей марки автомобиля. Найти и выбрать ближайший к вам и нужный вам «правильный» автосервис поможет сайт Аutоbооkіng.

Сергей Жебаленко,

автомобильный инженер, журналист,

редактор автомобильной программы «Мотор-ТВ»

Нужна замена свечей зажигания? Не откладывайте на потом! Найдите СТО прямо сейчас, воспользовавшись формой поиска ниже:

От Сергей Жебаленко — 26 января 2019

Источник: https://autobooking.com/ru-ua/news/nagar-na-svechah-prichiny-vozniknoveniya